Инициатива «Музей. Сила места» на КЭФ
Инициатива «Музей. Сила места» на КЭФ

«Мы хотим доказать, что культура может быть проектным интегратором»

Панельная дискуссия «Культура как ресурс регионального развития» состоялась 13 апреля 2018 в рамках ежегодного Красноярского экономического форума. Мероприятие прошло при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина, Московской школы управления СКОЛКОВО и Министерства культуры Красноярского края.

Модерировала дискуссию Вероника Мисютина, глава Центра управления благосостоянием и филантропии Московской школы управления СКОЛКОВО. Поделившись своими самыми яркими художественными впечатлениями последнего времени (от поездки в Республику Коми до филиала Лувра в Абу-Даби, от Уральской индустриальной биеннале до Зальцбургского оперного фестиваля), участники дискуссии перешли к обсуждению потенциала культуры как драйвера развития территорий.
Несмотря на то, что в прошлом году государственные расходы на культуру выросли, для многих регионов «доходная культура» выглядит пока благим пожеланием (дотационность культуры сохраняется, это подтвердили, в частности, министр культуры Красноярского края Елена Мироненко и министр культуры, туризма и архивного дела Республики Коми Сергей Емельянов), предпосылки для превращения этой сферы в прибыльную отрасль есть. В частности, появляются новые потребители, которые формируют спрос на культурный продукт и снижают, таким образом, нагрузку на государство и меценатов. Об этом говорила автор концепции «экономики желаний» Татьяна Абанкина, эксперт Совета по культуре при председателе Государственной Думы:
— Доля расходов семей на культуру и организацию отдыха довольно устойчива — 6-7 процентов, что больше, чем на образование и здравоохранение. Еще один феномен, на который мне хотелось бы обратить внимание — в российских городах высокими темпами развивается так называемая «ночная экономика», или экономика “после работы». Мы перехватили опыт Ночи музеев и библионочи, и сейчас нигде в мире эта модель не развивается так успешно, как в России. Пространство самореализации за пределами работы имеет очень позитивную динамику роста, и в ней содержится огромный экономический потенциал.

Рассказывая об оценке результатов культурных проектов, генеральный директор Благотворительного фонда Оксана Орачева подчеркнула, что недостаточно сосредоточиться на самоокупаемости (как это делают фонды, поддерживающие социальных предпринимателей) — важно отслеживать позитивные изменения, происходящие в обществе. «Мы смотрим на результат: что меняется в среде, насколько устойчивы наши проекты, не превращается ли наша поддержка в разовое событийное мероприятие. К счастью, все больше проектов развиваются и начинают жить собственной жизнью, — подчеркнула она. — Очень важный критерий — тиражируемость: как интересные находки, сделанные в одном регионе, могут быть использованы в другом. А также межотраслевое взаимодействие: сегодня то новое и интересное, что мы поддерживаем, появляется на стыке разных сфер — театр приходит в музей, университеты используют собственную историю для целей образования и так далее».

Как найти или воспитать культурных лидеров — людей, способных начать и развивать культурные инициативы? Кто такие агенты культуры, кто формирует культурную повестку? По мнению Натальи Сергиевской, заместителя генерального директора по развитию Политехнического музея, культурные институции перестали быть драйверами культуры: «Появляются персональные лидеры — как из среды креативной, так и образовательной, и это создает некое поле возможностей. Знаком того, что культурная среда развивается, стало то, что многие университеты откликаются на запрос о новом профессиональном образовании. Появляются новые направления, программы, которые отвечают современным требованиями, и преподают их не теоретики, а «живые» практики. В бизнесе это давно стало нормой, в культуре это только начинается».

Ирина Аржанова, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров, подчеркнула роль университетов процессе культурных изменений- не как институций (как структуры они достаточно традиционны), а как места, где вырастают лидеры: «Цель создания культурных пространств - попытка создать условия, чтобы люди не уезжали из родных мест, а напротив, стремились остаться и вернуться. Такого рода проекты очень важны», — подчеркнула она.

Одним из практических шагов в интеграции образования, культуры и культурного менеджмента может стать новая инициатива «Музей. Сила места», которую запускает Фонд при участии Московской школы  управления СКОЛКОВО.
— Мы решили, что накопленный опыт поддержки культуры позволяет нам попробовать доказать, что культура может оказывать мощное позитивное влияние на территорию, объединять вокруг себя бизнес, образование и государство, — анонсировала программу Оксана Орачева. — Наша новая культурная инициатива «Музей. Сила места» побуждает к тому, чтобы культура выступила проектным интегратором. Команды, готовые средствами культуры решать актуальные вопросы территории, пройдут обучение, а затем самые успешные проекты, появившиеся в процессе, получат поддержку Фонда на конкурсной основе.