Руководители университетских музеев изучили новые формы работы с аудиторией

Семинар «Маркетинговые коммуникации университетских музеев: целевые аудитории, новые форматы взаимодействия и цифровые медиа» состоялся 22 апреля 2016 в Москве в Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова. В нем приняли участие более 30 руководителей и сотрудников университетских музеев со всей России. Семинар продолжил цикл мероприятий для вузовских музеев, организованных по инициативе и при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина.

Идея встречи сотрудников университетских музеев пришла «снизу»: музейные хранители обеспокоены тем, что современные университеты развиваются высокими темпами, все больше используя высокотехнологичные средства коммуникации. Музеи при этом часто остаются «островком стабильности», где история хранится в законсервированном виде. К счастью, есть примеры, когда музеи развиваются вместе с вузом, широко используя проектные возможности, предлагая новое прочтение своих коллекций и новые форматы взаимодействия с аудиторией, причем не только с традиционной – студентами и преподавателями, но и с внешней публикой.

– По роду своей работы мы часто ездим по крупнейшим вузам России, бываем в университетских музеях и видим их огромный потенциал, – сказала, открывая семинар, генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина Оксана Орачева. – Поэтому решили предложить дополнительную возможность обсуждения тех проблем, которые существуют. Понятно, что общие музейные проблемы: как работать с аудиторией, как развивать коллекции и продвигать музей не являются чем-то особенным. Но в то же время университетский музей имеет свою специфику, связанную с тем местом, где он находится. И мы знаем примеры, когда университетские музеи используют самые разнообразные форматы работы, в том числе активно представляя себя в виртуальной сфере. Нам бы хотелось предоставить более широкий взгляд на те возможности, которые сегодня есть у университетов.

Место проведения семинара было выбрано не случайно: РЭУ им. Г. В. Плеханова – вуз с богатой историей, которая насчитывает почти 110 лет. Встреча музейщиков проходила в первом исторический корпусе, отреставрированном несколько лет назад и сохранившем свой первоначальный облик. Здесь же находится университетский музей, который, по сути, является не просто музеем университета, а музеем предпринимательства и коммерции. С ним тесно сотрудничает кафедра маркетинга.

– Адаптация маркетинговой деятельности для музеев – одно из приоритетных направлений развития научных и прикладных исследований на нашей кафедре, – сказала  заведующая кафедрой маркетинга РЭУ им. Г. В. Плеханова Ирина Скоробогатых. ­– У нас установилась на этой почве тесная связь не только с Фондом Потанина, но и с Департаментом культуры г. Москвы. Мы совместно проводим программы обучения музейных работников, и я поражена, какие увлеченные, молодые лица у наших специалистов. Большинство из них прекрасно понимают, что без маркетинга музею сегодня не выжить, и университетскому в том числе.

Один из новых форматов музейной работы «плехановки» – информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал». Открытый в 2013 году, он является частью большого проекта Русского музея, охватывающего учебные заведения и учреждения культуры в России и за рубежом. Благодаря современным компьютерным технологиям центр дает возможность познакомиться с коллекциями Русского музея, не покидая стен родного университета. Он содержит медиатеку, игровые компьютерные программы и печатные издания, созданные на основе художественных коллекций Русского музея. На базе центра для студентов проходит ряд занятий по разным дисциплинам (культурология, история Отечества, эстетика, этика, история религии и другие), а также проводятся открытые показы фильмов об искусстве и фильмов на иностранных языках для иностранных студентов. О сотрудничестве Русского музея с университетами говорилось на панельной дискуссии, в которой приняли участие руководители аналогичных центров в вузах Санкт-Петербурга и Севастополя.

Пожалуй, возможностям музеев в виртуальной сфере можно было посвятить отдельный семинар, поскольку технологии в этой среде развиваются буквально не по дням, а по часам. Выпускник «плехановки» Илья Глазунов – заместитель директора по взаимодействию с органами государственной власти Google Россия рассказал о цифровых продуктах Google, которые помогают взаимодействовать с аудиторией музеев. Например, арт-проект «Академия культуры Google» позволяет посетить лучшие музеи мира, не выходя из дома, и в мельчайших подробностях изучить величайшие произведения искусства. Проекту предоставили десятки тысяч экспонатов 250 партнеров. Среди них можно найти, к примеру, картины, запечатленные в высочайшем качестве с помощью гигапиксельной фотографии. Кроме того, можно прогуляться по галереям с помощью виртуальных туров, созданных по технологии Street View. Эти возможности доступны не только крупным музеям, но и любым, в том числе университетским через открытую галерею Google: https://www.google.com/opengallery/. Это удобный бесплатный инструмент, созданный специально для музеев, галерей и архивов для демонстрации своих коллекций.

Семинар помог вникнуть в новые возможности не только в сфере цифровых технологий, но и в традиционной работе с посетителем тет-а-тет. Слушатели узнали, что такое событийный маркетинг в музее, как работать с туристами – гостями университета, как можно использовать игровую историческую реконструкцию и многое другое.

Елена Тарарухина, хранитель музея истории Пермского университета, участница семинара:

– Семинар оказался чрезвычайно полезным. В программе прекрасно сбалансированы как доклады о традиционных, но активных подходах к работе с музейной аудиторией, так и новые, свежие идеи из смежных отраслей (компания Google, ивент-агентство, туризм). Кроме того, мы, коллеги, успели познакомиться и обсудить самые насущные, острые проблемы из различных областей функционирования университетских музеев, перенять хороший опыт друг у друга и договориться о публикациях и встречах. Хочется отдельно поблагодарить за прекрасную организацию мероприятия и теплый прием сотрудников РЭУ и Благотворительного фонда В. Потанина.

Галина Яковлева, заместитель заведующего музеем истории Московского технологического университета, участница семинара:

– Хочется поблагодарить организаторов за столь нужную и своевременную встречу руководителей вузовских музеев. Во-первых, тема: она давно ждала обсуждения и обмена опытом. Во-вторых, интересные и яркие моменты, например, работа студентов по исследованию музейной деятельности и проведение исторических реконструкций. Обсудив у себя в университете результаты семинара, надеюсь, мы сможем воспользоваться богатым опытом и Русского музея, и компании Google, и  наших коллег из музея РЭУ им. Г. В. Плеханова и Санкт-Петербурга.

 

 Текст и фото: Наталья Дорошева